Previous Next

Как противотуберкулезная служба работала во время пандемии COVID-19?

Во время пандемии COVID-19 все силы и средства системы здравоохранения были брошены на борьбу с неизвестной до сих пор инфекцией. На второй план отодвинулись все болезни, в том числе такая, не менее опасная инфекционная болезнь, как туберкулез. Для того, чтобы минимизировать негативное воздействие пандемии Минздрав КР издал приказ, в соответствии с которым были приняты экстренные меры по обеспечению контролируемого лечения пациентов с туберкулезом в чрезвычайных условиях. Например, с использованием интернета или телефонной связи – так называемое, видео-контролируемое лечение. Другой пункт приказа - расширить применение современного пациент-ориентированного подхода в амбулаторном лечении туберкулеза, известного как «вовлечение общественных помощников в лечение». Суть его в том, что врач совместно с пациентом выбирает ему помощника из числа родных и близких, согласного добровольно и безвозмездно помогать в лечении. В Кыргызстане и видео-контролируемое лечение, и вовлечение общественных помощников внедряется в рамках проектов USAID по туберкулезу.
Кеминский район одним из первых начал не только привлекать общественных помощников в лечение пациентов с туберкулезом, но и увеличивать их количество во время пандемии. «До этого лечение некоторых пациентов проходило без привлечения помощников, пациенты сами приходили в медицинские пункты принимать противотуберкулезные лекарства, - рассказывает районный врач-фтизиатр Надежда Биджанова. – Но во время пандемии, поскольку практические медработники были заняты в COVID, как вынужденную меру мы и к ним тоже приставили общественных помощников. Если раньше противотуберкулёзные препараты выдавались на 7 дней, то, когда пандемия усилилась, везде были поставлены блокпосты и пациенты не могли самостоятельно добираться до медицинских учреждений, по приказу мы выдавали лекарства общественным помощникам на 14 дней. Пациент принимает лекарства под контролем общественного помощника, у них есть специальные бланки, где они каждый день отмечают прием лекарств и в конце месяца нам их сдают».
У восьми пациентов с туберкулезом семейного врача Бактыгуль Шаршеевой, и сейчас занятой в работе мобильной бригады, тоже появились общественные помощники: «Помощники приходили к нам и по счету забирали лекарства. Потом мы их консультировали по телефону, объясняли, когда приходить за следующей партией лекарств. Сначала лекарства выдавались на 7 дней, потом на 14».
В Кеминском районе, где 24 ФАП, 6 ГСВ и 1 ЦОВП, во время пандемии смогли также наладить процесс сбора анализов и их транспортировки до лаборатории районного ЦСМ. Надежда Биджанова: «Наши пациенты должны ежемесячно сдавать анализы, они должны быть всегда под контролем. И мы боялись, что анализы не будут своевременно доставляться до лаборатории ЦСМ. Но к нам на помощь пришли волонтеры, общественные помощники. Помните, везде стояли блокпосты, только медицинские работники могли проходить и волонтеры? В то время пациенты из сел никак не могли проехать в центр. Поэтому приходили волонтеры, общественные помощники. Поэтому мы обучили общественных помощников: как правильно собирать и транспортировать образцы мокроты. Тогда это требование времени, экстренная мера».
Поскольку часть анализов исследуется в лаборатории районного ЦСМ, а часть должна быть доставлена в Национальную референс-лабораторию в Бишкеке, во время пандемии прошла жесткое испытание и система транспортировки биоматериалов, внедряемая в противотуберкулезную службу страны при технической поддержке проекта USAID «Вылечить туберкулез». По словам заведующей Национальной референс-лабораторией Гульмиры Калмамбетовой, испытание пройдено успешно: «Пациент может собрать образец своего анализа в любом месте и, несмотря на карантин, ограничения в передвижениях, образец должен быть довезен до лаборатории (где бы она не находилась) и исследован. С этой точки зрения транспортная компания, с которой мы работаем, являясь государственной, а не частной структурой, отработала на все 100. Несмотря на все ограничительные мероприятия во время чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, как привозили образцы в обычное время, так же привозили и во время карантина. Отлаженный механизм показал себя более чем эффективным и состоятельным».
Привозя анализы в центральную лабораторию, на обратном ходу транспортная компания выполняет еще одну важную задачу - из столицы в районы доставляет противотуберкулезные лекарства.
И хотя предпринятые за последние годы меры по реформированию противотуберкулезной службы Кыргызстана в чрезвычайных условиях оказались очень полезными, тем не менее ясно, что работу в этом направлении нужно продолжать. Можно не сомневаться в том, что люди примут новое, как смогли быстро изменить свое поведение в экстремальной ситуации – неожиданный позитивный эффект от пандемии коронавируса отмечает районный врач-фтизиатр Надежда Биджанова: «Можно сказать, во время пандемии у наших пациентов повысилась дисциплина. Раньше их все время мы контролировали, а тут еще и самоконтроль добавился. Сами звонят, говорят, у меня осталось на 2-3 дня таблеток, что делать. Раньше таких звонков не было».


Печать