В Министерстве здравоохранения разработан график встреч с коллективами центров семейной медицины (ЦСМ) г.Бишкек, где проходит оптимизация и где у сотрудников и пациентов справедливо возникает много вопросов, а не ухудшит ли новая система организации первичной медико-санитарной помощи качество медицинского обслуживания жителей столицы?

«Когда ресурсы нескольких организаций первичного звена сгруппированы и аккумулированы в одной организации на районном уровне, возможность рационального использования выделяемых государственных финансовых средств значительно упрощается, появляются новые возможности для её развития и планирования расходов, - разъяснила начальник Управления человеческими ресурсами и организационной работы Минздрава КР Анара Ешходжаева. -

Например, штатная численность всего персонала по 19 ЦСМ г.Бишкек составляет 4087,85 ставок, физически работают 3296 человек, т.е. вакансии составляют 20%. Кроме того, административно-управленческий и прочий персонал составляет 512 человек или 15,5% работающих сотрудников ЦСМ.

Только по одному Свердловскому району г.Бишкек при существующих 6 ЦСМ за 2017 год в каждом ЦСМ проводились тендеры от 1 млн 165 тысяч сом до 58 млн сом.  При этом, в ЦСМ №4 вата за 1 упаковку приобреталась за 10 сом, в ЦСМ №8 за 12,5 сом, рентгеновская пленка в  ЦСМ №5 за 1800 сом, а в ЦСМ №4 за 2600 сом, препарат каптоприл для снижения артериального давления в ЦСМ №4 - по 350 сом, а в ЦСМ №9 - за 520 сом. В данном случае в Объединенном центре семейной медицины (ОЦСМ) будут проводится централизованные закупки для одного района в большом количестве и по наименьшей цене.

По сокращению штатов на примере одного района сокращение коснется только административно-управленческого персонала (АУП), бухгалтерии и прочего персонала – сократится 60,5 ставок, а физических лиц - всего 35, из них половина будет по желанию трудоустроена в ОЦСМ или в его филиалы, т.е. фактическое сокращение с выплатой компенсации 2-х месячной заработной платы составит 15-17 человек.

Предполагаемая сумма высвобождаемых средств при укрупнении ЦСМ (только АУП, финансисты и прочий персонал), по предварительным подсчетам составит 10,5 млн. сом. При высвобождении указанных финансовых средств каждая объединенная ЦСМ может, во-первых, приобрести медицинское оборудование для проведения диагностических процедур, которые население получает в частных центрах или в Национальных центрах, где стоят месяцами в очереди. Во-вторых, для населения улучшится доступность – данные исследования можно будет получать в объединенных ЦСМ, не обращаясь в третичную организацию (национальные центры), тем самым высвобождая очередь для приезжих и нуждающихся в экстренном обследовании пациентов.

Данная работа проводится также в целях реализации новой программы здравоохранения Правительства КР по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек – процветающая страна», ориентированной, в первую  очередь, на профилактику, своевременную диагностику и лечение заболеваний, а также постановления Правительства КР «Об оптимизации штатной численности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики» от 7 мая 2018 года №227».

«Аргументов против нет, - говорит и.о. Объединенного ЦСМ Октябрьского района Асель Тенизбаева. - Если даже и были в самом начале, что идет реорганизация и оптимизация, то после разъяснительной работы их не осталось. Работники ЦСМ думали, что эти преобразования коснуться не только административно-управленческого персонала и бухгалтерии, но и самих групп семейных врачей и их руководителей, они боялись перемещений и сокращений, но когда узнали, что эти изменения коснуться только административно-управленческого персонала, успокоились. Освобожденные лица из административно-управленческого персонала могут быть трудоустроены уже во вновь созданный объединенный ЦСМ. На самом деле их не так много. Все возникающие по ходу оптимизации вопросы регулируемы и решаемы.

Обслуживание населения на местах будет, как и прежде, бесперебойным. Наши пациенты не пострадают, а наоборот даже в чем-то выиграют: они могут  обращаться к специалистам других филиалов ЦСМ, территориально расположенных в зоне обслуживания объединенного ЦСМ. А у руководителей филиалов объединенного ЦСМ, теперь уже не обремененных решением финансовых вопросов, однозначно высвободится больше времени, которое они могут посвятить своим пациентам и улучшению качества их обслуживания».